21 СЕНТЯБРЯ ПРАЗДНИК РОДА И РОЖАНИЦ.

21 СЕНТЯБРЯ ПРАЗДНИК РОДА И РОЖАНИЦ.

 

Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходился на 8 сентября по старому стилю, по новому — это 21 сентября.

21 сентября на Руси повсеместно отмечался праздник всего Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Пришло время подведения итогов. Встреча осени — Макошино полетье, чествование Макоши как Матушки-Осенины предваряло этот праздник. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих):

«Роду-Всеотцу и Родным Богам — вовек слава, а нам — хвала по делам!»

Род Вседержитель особливо почитается во время празднования четырёх основных Солнечных Святодней Кологода.

Род Небесный особливо почитается на Вешних и Осенних Дедов — во дни поминовения Предков.

За сородичей (Род Земной) рекут здравицы во время всякой честной братчины.

Обряд совершался 8 сентября. Но, по словам исследователя Максимова, мог повторяться и в конце сентября и в октябре.

В предыдущие дни отдельно чтили Богиню Ладу и Богиню Макошь, как старших Рожаниц, а сегодня еще раз воздают почести всем Богиням — Рожаницам вместе — и старшим, и младшим. Ладе, и дочери ее Леле, Живе, и Макоши, и Матери — Сырой Земле, которая ведет сквозь Навьские врата людские души, для воплощения в Явном мире.

 

Рожаницы – это Родные Богини, давшие жизнь Роду Небесному и праматери славянские, от которых произошли Роды Земные.

По большому счету, это праздник семьи, как части Рода и благополучия в ней — как в плане материального достатка и изобилия (приурочено к сбору урожая!), так и в смысле продолжения и приумножения Рода.

Это своеобразный славянский Женский День, праздник почитания матерей и жен, ибо без женщины никакого Рода и быть не может. В этот день обращают свои молитвы к Рожаницам бездетные матери, чтобы послали им ребёнка.

Наши далекие праматери-славянки искренне любили Рожаниц, ждали праздник, загодя к нему готовились. Ведь во всякий приход земные женщины получали от них благословение, каждая — на исполнение заветного желания, связанного с материнством. А еще выполняли специальные обряды, с течением лет, с каждым проведенным праздником, повышая свое мастерство ведающих матерей.

В этот день мужчины брали домашние хлопоты на себя, уважая желание женщин должным образом почтить Небесных Матерей.

род и рожаницы

Роду сопутствуют рожаницы. В «Вопросах Кирика находим», памятнике словесности XII века: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…», как-то связаные с судьбой. Кто такие рожаницы? И почему их две?

Видимо потому, что в жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает ее мрачная сестра — Недоля. Иногда говорили, что неудачник родился под несчастливой звездой, а везунчик — под счастливой.

Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю, хотя ни разу в источниках их так не именуют. Яcно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы, которым «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ».

Культ рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, был многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян в оберегающие силы — берегини. С культом рожаниц связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

лоси

Рожаниц, очевидно, было две. Именно две «рожаницы»- лосихи (мать и дочь) в сибирских охотничьих мифах, две богини наполняют все трипольское земледельческое искусство. Две богини, мать и дочь, присутствуют и в греческой мифологии: Деметра и Персефона — южная пара, Лето и Артемида — северная пара, к которой близка славянская пара «рожаниц» — Лада и Леля, в свою очередь, сближающаяся с литовской Великой Ладой (Дидис Лада).

Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение и торжественность рожаничных пиршеств. День Рода и Рожаниц для всех восточнославянских областей — это праздник урожая, праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ.

Страда закончена, хлеб — в закромах, урожай окончательно известен. Именно этот урожайный характер праздника и определял состав яств на рожаничных трапезах: хлеб, каши из разных круп, сыр, творог и хмельной мед.

В этот день организуется трапеза во славу Рода и Рожаниц. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, творог (сыр), варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею Славят Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы, произносятся слова благословения во имя богов. Кутью также ставят на подоконник – угощение духов предков рода. Культ Рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами в честь богинь. «Желя Роду и роженицам по рождестве – муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».

трапеза

Второй праздник Рода и рожаниц отмечали после 25 декабря. В начале времен мир пребывал во тьме. Но Вышень явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род — Родитель всего сущего. Род родил Любовь — Ладу-матушку и силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную — бесчисленное множество звездных миров и наш земной мир.

Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:

Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье-то большое, мужики богаты!
Что мужики-то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

Проводился праздник на высоком месте, на холме или горе, называемом Девич — Горою. Начинался он на рассвете, когда все вместе, женщины шли чествовать Рожаниц. На Девич — Горе самая старшая женщина селения или ведунья возжигала священный костер, у которого приносились требы Роду и Родным Предкам. Для этого ритуала каждая категория женщин и одевалась по-своему, и требы приносили согласно возрасту и статусу.

род

Старшие женщины, которые по возрасту уже не могли рожать, и их время неумолимо приближалось к переходу в Мир иной, приходили в темных одеждах и жертвовали фигурное печенье, хлеб, оладьи, пироги, караваи — всё, связанное с хлебом и приготовленное в печи.

Молодые женщины, уже имеющие детей и собирающиеся рожать еще, одевали яркие и нарядные одежды, приносили обильные осенние дары: отборные фрукты, приготовленные напитки, куриное мясо, сыр, молоко, масло, мёд; шерсть, платки, нитки.

девы

Молодые незамужние девушки наряжались в длинные белые лели (свободноспадающее платье), на которые, по желанию.можно было надеть еще и передник. Распущенные волосы украшали венками или просто цветами, их же — целебные травы, венки и букеты цветов, приносили в качестве жертвы.

праздник

Под руководством ведуньи прославлялись Род Земной и все ныне живущие по Прави: «Богу Роду вовек слава, нам хвала по делам»…

Затем перед Матушкой — Землей просили прощения за причиненную несправедливость, если таковая имела место быть, исповедовались ей. Для освящения благодатной Земной Силой умывались и купались в росе.

На Девич — Горе творилась в этот день настоящая светлая магия.помогающая исполнить самые заветные женские мечты. Например, для тех женщин, кто хочет, но не может зачать или выносить ребенка, ведунья проводила особые обряды, обращаясь за помощью к Рожаницам.

рожаница

Особенной силой наделялись беременные женщины, уподобляясь в этот день самим Рожаницам: они могли творить настоящие чудеса — и лечить, и помогать в обрядах для бездетных, и благословлять девушек на обретение любви и счастливое замужество.

После проведения зачина проходят обязательные прославления Бога Рода, Богини Лады и Богини Лели, а затем начинается обрядовое действие «охота на лосих».

Для этого, две молодые девицы рядятся в костюмы лосих или олених, на время выскакивают из леса, а потом, что есть духу, убегают. За ними вдогонку бросаются охотники-молодые парни, стремящиеся их изловить. Поймав одну «лосиху», ее сразу же отпускают на волю, а вторую отводят к капищу, по дороге шутливо ругая за то, что слишком долго убегала от добрых молодцев-охотников.

обряд

Этот ритуал является неким воплощением древнейшего мифа, который рассказывает о двух лосихах или оленихах, которые каждый год в определённый день выходили к людям, причём одна из них добровольно отдавала себя в жертву, а вторая уходила, не тронутая людьми.

Священнодействие продолжалось до обеда, а затем старшие бездетные женщины накрывали праздничные столы для рожаничного пира на всю общину, чтобы люди благословили их нерожденных деток. Наливалась до краев большая чаша сурицы и пускалась посолонь по кругу. Принимающий чашу говорил славословие, отпивал напиток и передавал чашу и слово соседу. Обрядовая еда — это сыр и творог, яйца и оленина (говядина), овсянка, мёд, вино и пиво.

ведунья

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодежного праздника в честь завершения жатвы. На острова молодёжь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку).

После пира устраивались игрища, открывал которые хоровод вокруг ведуньи или старицы, руководившей утренними обрядами. Стоя в центре, она держала в руках овсяный хлеб, который по окончанию хоровода делили и раздавали всем, как лечебное средство и для людей, и для домашних животных.

рожаницы

Наши предки — Русичи знали, что славя Рожаниц, они почитают всех матерей и заботятся о Роде. Образы матушки, супруги, сестры пересекаются с образом Матери-Земли и накладываются на весь женский род.

рожаницы

Звёзд полна Небесная криница,
На траве — хрустальная роса.
И в очах Богини-Рожаницы
Бирюзой сияют Небеса.

В час, когда гуляет вольный ветер
По лазурной, облачной степи,
зрит Богиня, как земные дети
В мир идут по Млечному Пути.

Тканый пояс путеводной нитью
Распускает в небе Мать Богов.
Души в Явь идут не по наитью —
Их ведёт Вселенская Любовь.

И не знают жёны боли муки,
Коль Богов и Предков чтят своих —
Мать Рожана в ласковые руки
Принимает Русичей младых.

И сквозь дымку звёздного тумана
Видит мать из-под усталых век:
На дитя прекрасная Рожана
Одевает Яргу-Оберег.

Марина Волкова

21 сентября Праздник Рода и Рожаниц.

Источник →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *