27 СЕНТЯБРЯ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

27 СЕНТЯБРЯ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

 

27 СЕНТЯБРЯ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

Святой Крест, благоговейно чествующий св. Церковью, особенно много говорит нашему сердцу – мы в нем видим не только напоминание о давно прошедшем, но и указание для личной жизни каждого из нас. Кто не желает погрязнуть в мутной тине низких страстей, кого разум влечет на иной, высший путь жизни, кто не может относиться к делу искупления и освящения человечества как холодный посторонний зритель, лишь «покивающий головою своею» перед голгофской картиной, кто хочет идти во след Христу, тот «да отвержется себе и возьмет крест свой и последует Ему».

27 СЕНТЯБРЯ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

27 сентября св. Церковь празднует Воздвижение честного животворящего Креста Господня. Этот очень древний праздник и обычай, по-особому отмечать субботу и воскресенье перед Воздвижением, связаны с двумя большими событиями в истории христианской Церкви.

В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшее страдание ради нашего спасения. Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только как воспоминание величайшего исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад, но как явление промыслительное в отношении к каждому христианину и вообще ко всему человечеству.

Явление Креста — это, прежде всего, победа добра над злом, покорение греха, это источник любви, ибо через вольные страдания Спасителя на кресте, через всеславное Его воскресение из мертвых открыты двери райские и новая жизнь дарована роду человеческому.

Крест — твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмой, кто-нибудь зажжет светильник и, поставив его на возвещении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест как некоторый светильник, подняв его высоко, рассеял мрак на земле.

Мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело мы начинаем и кончаем крестным знаменем, делая все во славу Христову.

Мы крестим пищу, жилища, самолеты, корабли и строения, земли и нивы. Священники крестят подходящих за благословением; мать крестит, напутствуя дитя, сына, идущего на брань; родители — женящихся детей. Отходя ко сну, православный христианин крестит одр свой, произнося молитву:

“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его”.

Так, во Христе и со крестом, устрояется священноначалие, основываются святыни в Церкви. Так устанавливается в страхе Божием личная, семейная и общественная жизнь верующих.

Изображение для плейкаста

Однако сегодняшний праздник имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня. Это будет как бы “второе” воздвижение Креста Господня, почему сегодняшний праздник и должен призвать нас к великой ответственности, к глубочайшим размышлениям.

27 СЕНТЯБРЯ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

Воздвижение Честного Животворящего Креста — история праздника.

История, связанная с Крестом Господа, не закончилась на моменте распятия Иисуса Христа. Можно сказать наоборот – что с Голгофы она только началась. Основные же события развернулись уже во времена, когда христианская Церковь начала делать свои первые шаги в мир.

После завершения евангельского периода, а также трагических для иудеев событий, связанных с противостоянием Риму, многие святые для христиан места на долгие годы были утрачены. Коснулось это и места распятия Господа – горы Голгофы, а вместе с ней и Креста Господня. Так, римский император Адриан (117–138), который в принципе был неплохим правителем и очень любил искусство, приказал уничтожить святые для христиан места. По его повелению Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей. На искусственно созданной насыпи был поставлен храм богини Венеры и статуя бога Юпитера, которые входили в обширный языческий пантеон богов и богинь Рима. После этих изменений почти на 200 лет святое место стало языческим капищем.

Все стало меняться, когда к власти пришел император Константин Великий (306–337), впоследствии – святой равноапостольный, первый из римских императоров, прекративший гонения на христиан.

В начале своего пути к престолу император Константин должен был одержать ряд важных побед над своими соперниками. В 312 году он разбил правителя западной части разделившейся Римской империи Максентия. Как гласит Предание Церкви, незадолго до решающей битвы с Максентием император Константин увидел в небе знамение – изображение Креста с надписью «Сим победиши». После этого видения император Константин действительно одержал победу над своим соперником. Когда позже Константин торжественно вошел в Рим (столицу западной части Империи), он повелел поставить свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана».

В 313 году по инициативе Константина был издан Миланский эдикт, по которому христиане получали равные права с язычниками. После этого в западной части империи гонения на христиан прекратились. На Востоке же Миланский эдикт начал действовать чуть позже, когда Константину удалось победить своего зятя Ликиния, изначально подписавшего эдикт, но не исполнявшего его постановления.

После того как в 323 году император Константин стал единоличным правителем всей территории Римской империи, он вознамерился отыскать главную святыню христиан. С этой целью он направил в Иерусалим свою мать – царицу Елену, которая, как и сам Константин, была христианкой. Для ускорения дела Константин дал царице сопроводительное письмо к иерусалимскому патриарху Макарию.

Прибыв в Иерусалим, Елена приказала уничтожить языческие капища и статуи. Однако главным делом было разыскать Крест Господень, что было совсем не просто, так как прошло уже немало времени. Местное население, будь то христиане или иудеи, не могло помочь чем-то существенным – никто не знал местонахождения Креста. Лишь спустя некоторое время удалось разыскать одного старого еврея, который рассказал, что Крест закопан там, где ныне стоит капище богини Венеры.

Сразу же после этого царица Елена повелела уничтожить это языческое святилище. После, совершив молитву, люди начали вести раскопки в указанном месте. Как говорит предание, вскоре после начала поисков был обнаружен Гроб Господень, а недалеко от него три креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», сделанной по приказанию Понтия Пилата, а также гвозди, которыми Господь был распят.

Однако после всех этих находок появилась новая проблема. Во время поисков было найдено три креста – два из них были теми крестами, на которых распяли разбойников, а вот один был Крестом Господа. Встал вопрос – какой именно? Царица Елена и патриарх Макарий положились на волю и милость Божию. Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия. Патриарх Макарий, остановив процессию, поочередно возложил на усопшего каждый из найденных крестов. Когда мертвеца коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо – умерший человек ожил. Собственно, это событие и стало свидетельством обнаружения Честного и Животворящего Креста Господня.

После произошедшего чуда люди, пришедшие поклониться Кресту, попросили патриарха Макария поднять Крест, чтобы можно было его увидеть. В тот момент, когда патриарх начал поднимать святыню, верующие стали читать молитву: «Господи, помилуй». Как доносит до нас Предание Церкви, при обретении Креста произошло еще несколько чудес. Так, например, от своего недуга исцелилась одна тяжелобольная женщина. Еврей Иуда, который указал на место, где был закопан Крест, вместе с еще несколькими иудеями уверовал в Господа Иисуса Христа и принял Таинство Крещения.

Годом обретения величайшей христианской святыни стал 326 год от Рождества Христова. Заметим, что впоследствии Иуда, получивший в крещении имя Кириак, стал епископом Иерусалимским. В годы правления императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося возродить языческую веру, он принял мученическую кончину.

Равноапостольная царица Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Креста Господня и гвоздями. Император Константин повелел построить в Иерусалиме большой храм в честь Воскресения Христова, в который вошли и Гроб Господень, и Голгофа. Этот величественный храм, строившийся десять лет, был освящен 13 сентября 335 года. На следующий же день – 14 сентября (27 сентября по новому стилю) – было установлено празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Необходимо также добавить, что в праздник Воздвижения Креста Господня вспоминается еще одно важное событие – возвращение святыни из 14-летнего персидского плена. В седьмом веке, когда императором Византии был Фока (602–610), персидский царь Хозрой Второй разбил войска ромеев (византийцев), разграбил Иерусалим и увез с собой Крест Господень. Вернуть святыню удалось только через 14 лет, во времена правления императора Ираклия (610–641). Ираклию удалось разбить армию царя Хозроя и договориться с его сыном о возвращении Креста Господня в Иерусалим. Произошло это в 629 году.

Примерно в 638 году, когда Иерусалим захватили мусульмане, Крест Господень был разделен на несколько частей, которые разошлись по разным странам христианского мира. Где-то таких частей сохранилось больше, где-то меньше, но в любом случае, Господь даровал возможность каждому христианскому народу получить свою часть общей для всех святыни.

Икона Воздвижение

Поскольку иконография праздника посвящена в первую очередь Честнейшему и Животворящему Кресту Господню, то, естественно, он и является центральным изображением на иконах данного типа.

Есть несколько вариаций иконографии этого праздника. Общая композиция иконографии связана с событием обретения Честного и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме в 326 году. На переднем плане, на полукруглом амвоне (возвышении), изображается святой Патриарх Иерусалимский Макарий, который по обретении истинного Креста Господня воздвиг его на обозрение всех верующих.

По бокам от патриарха Макария, как правило, изображаются служители Церкви (диаконы), которые помогают ему воздвигнуть Крест Господень (иногда они изображаются с кадилами в руках или поддерживающими патриарха Макария под руки). Также в окружении патриарха (только ниже) изображаются верующие, которые взирают на воздвигнутый Крест.

По краям иконы праздника по традиции изображаются святой равноапостольный император Константин Великий и равноапостольная царица Елена – главные инициаторы поиска, обнаружения и установления праздника в честь Честного и Животворящего Креста Господня.

На заднем плане изображается храм. В зависимости от традиции это может быть либо большой одноглавый храм, либо собор святой Софии Константинопольской. Во втором случае весь сюжет иконографии Воздвижения Креста Господня связан тогда уже не с Иерусалимом, а с Константинополем – а именно, с днем установления праздника 27 сентября.

Изображение для плейкаста

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню.

Молитва первая:

,,Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.»

Молитва вторая:

,,Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.»

Молитва третья:

,,Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чуцотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие, мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.»

Молитва четвертая:

,,Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.»

Тропарь Воздвижения Креста Господня:

,,Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.»

Перевод:

,,Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.»

Кондак Воздвижения Креста Господня:

,,Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.»

Перевод:

,,Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.»

Величание Воздвижения Креста Господня:

,,Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.»

Народные обычаи и приметы на Воздвижение:

Праздник Воздвижения Креста Господня — последний день бабьего лета. После 27 сентября осень вступает в свои неотъемлемые права.

На Руси на Воздвижение православные люди воздвигали в честь праздника небольшие церкви – часовенки. Это считалось особенно угодным Богу.

Также 27 сентября в дереынях и селах ставили придорожные кресты обетные в благодарность за избавление от зла, напасти, морового поветрия, лихого попущения.

Каждый год на Воздвиженье совершают крестные ходы, что, по преданиям, ограждет людей на целый год от всех бед и напастей. В этот день верующие люди с иконами обходят поля, молясь о будущем урожае. Также на праздник Воздвиженья Креста Господня молятся в этот день и о заболевших людях, чтобы Господь избавил их от всех болезней. В народе говорят: «С верою помолиться праведному человеку на Воздвиженьев день, так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет!».

По народным преданиям в праздник Воздвиженья происходит битва между темными и светлыми силами. И в начале битвы берет верх лукавый. Мать сыра земля дрожит-колышется, сотрясается.

Но вот воздвигается из недр ее Святой Крест Господень; весь мир сияет, как солнце, от его лучей. И тает, как воск от огня, все злое, плохое, нечистое перед этим лучезарным Крестом. Побеждает все праведное, все чистое… «И так до скончания века веков», – гласит заключительное слово предания, которое говорит о непоколебимой вере народа в торжество правды.

Праздник Воздвижения в народе называется капустницами. «Смекай, баба, про капусту: Вздвиженье пришло!» – говорили на Руси: «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что со Вздвиженья!», «У доброго мужика на Воздвиженье и пироги с капустой!», «И плохая баба о Вздвиженьи – капустница!», «На Вздвиженье – чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!» и т.д.

Капуста всегда пользовалась большим почетом в простонародном обиходе, о чем свидетельствуют такие поговорки: «Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты щи не живут!», «Хлеб да капуста лихого не попустят!», «Капуста не пуста, сама летит в уста!», «Капуста –лучше пуста!..» О незапасливых хозяевах замечают: «Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят!», «Помяни репу, чтобы дали капусты!», «Поезжай в Крым по капусту!». «Ни шит, ни кроен, а весь в руб-цах!», «Без счету одежек – все без застежек!», «Маленький попок, сорок ризок оболок!», «Шароватый, кудреватый, на макушке плешь, на здоровье съешь!» – ведут свою иносказательную речь загадки о капусте.

С Воздвижения начинаются веселые молодежные праздники, которые известны как капустники. В старину в этот день красны девушки, принарядившись в цветно-праздничное платьице, ходили из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями; гостьям подносилось пиво, ставились сладкие меда, подавались разнообразные угощенья.

Парни, будущие женихи, высматривали себе в это время невест. Вечером, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся на Покров (14 октября). «Капустенские вечерки» продолжались аж до самого Покрова. Их ожидала молодежь как веселого праздника вроде Масленицы.

Воздвиженские капустники – это девичий праздник.

Вечером же сходились на капустную беседу-пирушку холостые деревенские парни – себе невест приглядывать. Все заневестившиеся девушки принаряжались на эту беседу в лучшие наряды, чтобы не ударить в грязь своею красою девичьей: у каждой из них был среди ожидаемых гостей свой приглянувшийся заранее парень.

Существует поверье, что если, собираясь на Воздвиженский капустник, девушка прочитает семь раз любовный заговор, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота.

А вот слова этого заговора, который читается на Воздвиженье:

«Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, девице красной (имя), чтобы этой любови не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко моё слово, как железо!»

Воздвижение, не смотря на то, что это двунадесятый праздник, день строгого поста. «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-середа, постная еда!» – говорят в народе. «Кто не постит Воздвиженью – Кресту Христову, – на того семь грехов воздвигнутся!» – замечают о строгости этого однодневного поста благочестивые блюстители церковных уставов.

Немало существует поговорок в народе, связанных с праздником Воздвиженья. Говорили: «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!» напоминая о том, что заканчивается сбор урожая. «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!», «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!», «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!» — эти народные поговорки говорят о том, что теплых дней уже на будет и не за горами приход зимы.

В этот день не начинают никакого важного дела, так как все начатое будет или неудачно, или бесполезно. В этот день леший собирает всех зверей на смотр, поэтому в лес ходить нельзя.

В этот день у православных — строгий пост.

Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

Что нельзя делать:

Воздвижение Креста Господня является одним из крупнейших церковных больших праздников. Несомненно, это стало причиной, по которой с 27 сентября в календаре примет связано множество суеверий, которые полезно знать и современному человеку. Даже если вы не слишком серьезно относитесь к подобным вещам, стоит попробовать следовать этим предостережениям, ведь не зря же они существует уже не одну тысячу лет.

На Воздвижение Креста Господня держи двери на замке.

Хотя в былые времена было не принято запирать двери, этот день был исключением. Считалось, что 27 сентября, все змеи начинают искать место и могут заползти в открытую дверь, чтобы устроить в доме лежбище.

В этот день в лес не ходи — пропадешь.

Эта примета связана с суевериями о лешем. Древние христиане верили, что именно в этот день он пересчитывает в своих владениях всех животных. А если человек попадет под его счет, то для людей он пропадет навсегда и уже не сможет вернуться из леса никогда. По этой причине, в народе не было принято ходить в лес в этот день, ни по грибы, ни по ягоды.

Начал новое дело на Воздвижение Креста Господня — все пойдет прахом.

27 сентября ни в коем случае нельзя начинать ничего нового. Все дела, начатые в этот день, могут с большой долей вероятности закончится неудачей. Даже хорошо продуманные проекты, которые начнут воплощаться в жизнь в этот день, обречены на провал.

В этот день дом от нечисти избавляй.

На Воздвижение будет не лишним навести порядок в доме. Любая уборка, которая будет сделана в этот день, поможет вам избавиться от порчи или любого негативного воздействия.

На Воздвижение Креста Господня сюртук с шубой сошлись.

В народе считается, что именно с этого дня начинается настоящая зима. Это связано с тем, что погода 27 сентября может быть крайне изменчива, поэтому, отправляясь на работу, лучше прихватить из дома теплую куртку на случай резкого похолодания.

27 СЕНТЯБРЯ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

Приметы погоды на Воздвижение:

• Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.
• Журавли летят высоко, не торопясь, курлыкают — к теплой осени.
• Если в этот день северный ветер, то лето будет теплое.
• Западный ветер дует несколько дней подряд — к плохой погоде.
• Красноватый круг около луны на восходе, скоро пропадающий, — к ясной и сухой погоде.

27 СЕНТЯБРЯ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

Давайте праздновать святыню!

Ведь в час Животворящий Крест!

Стал для народа Берегиней!

И спас от всех страданий перст!

Все помнят тот светлый миг!

Когда царица погребенье отыскала!

И это был тот светлый блик!

Минута радости восстала!

И жизнь дарит поныне крест!

Это дыханье Бога!

И много самых ценных мест!

Где нестрашна тревога!

27 СЕНТЯБРЯ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

Источник →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *