31 ОКТЯБРЯ ПАМЯТЬ СВЯТОГО ЛУКИ.

31 ОКТЯБРЯ ПАМЯТЬ СВЯТОГО ЛУКИ.

 

31 октября отмечается память святого Луки — апостола от семидесяти, сподвижника апостола Павла.

По преданию, он в числе семидесяти учеников Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном еще при земной жизни Спасителя. Впоследствии Лука сопровождал в путешествиях святого Павла. Апостол принял мученическую смерть в городе Фивы. Лука почитается как автор одного из четырех Евангелий и Деяния святых апостолов.

Также он считается первым в истории иконописцем. По легенде, он написал первую икону Пресвятой Богородицы. Его кисти приписывается еще несколько икон Божьей Матери, в том числе Владимирская Богоматерь, Ченстоховская икона Божьей Матери, Сумельская и Киккская иконы.

Св. евангелист Лука был родом из Антиохии Сирийской и с юных лет посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией. Он прекрасно знал греческий и египетский языки, сверх сего был хорошим иконописцем.

Из Антиохии Лука пришел в Иерусалим в то самое время, когда Господь наш Иисус Христос сеял там семена божественного Своего учения. Лука сподобился увидеть и услышать Спасителя. Семя евангельского учения пало на сердце Луки, по выражению евангельской притчи (Мф.13:8), как на добрую землю и, прозябши, принесло плод сторичный. Услыхав учение Христа, Лука почерпнул оттуда несравненно большую премудрость, чем в греческих и египетских школах, потому что он познал из него истинного Бога, научился веровать в Него и других наставлял вере Христовой.

Св. евангелист Лука принадлежал к числу семидесяти апостолов, избранных Самим Господом для благовествования Христова. Принадлежа к лику апостолов, св. Лука ходил пред лицом Господа, уготовляя своею проповедью путь Ему и уверяя людей, что пришел в мир давно ожидаемый Мессия. Во время спасительных страданий Господа, когда поражен был Пастырь и рассеялись овцы стада Его, отторглись от Христа многие из избранных Им учеников, но Лука пребыл верен Ему и скорбел душою о Господе своем, приявшем вольное страдание.

По Воскресении своем Господь наш Иисус Христос даровал св. Луке за эти сердечные слезы неописанную радость, о чем он сам рассказывает в Евангелии, не называя себя по имени. В самый день Воскресения Христова св. Лука с другим апостолом Христовым, св. Клеопою, шли в селение Эммаус, находившееся от Иерусалима верстах в одиннадцати. Дорогой они с душевной тоской говорили о страданиях и крестной смерти возлюбленного Учителя и Господа своего. В это время приблизился к ним Сам воскресший Иисус и пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Господь спросил идущих, о чем они рассуждают и отчего так печальны. Лука с Клеопой в ответ рассказали о страданиях и смерти Христа. «А мы надеялись было, – продолжали они,— что Он есть Тот, который должен избавить израиля, но со всем тем уже третий день, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и пришедши, сказывали, что они видели явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели». Тогда Господь сказал им в ответ: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою!» И, начав от Моисея, из всех пророков, изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании.

Идя и беседуя с Господом Иисусом, Лука из собственных уст Его почерпнул глубину неизреченной премудрости и, как добрый ученик Христов, научился из этой божественной беседы тайнам Божиим и тем впоследствии обратил многие народы в веру Христову. Но в то время Лука еще не узнал своего Господа в лице Божественного Спутника. При входе в Эммаус Христос показывал вид, что хочет идти далее. Но Лука и Клеопа удерживали его остаться с ними. И когда Господь, возлежа с ними за вечернею трапезою, взяв хлеб, благословил, переломил и подал им, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Тут пламень божественной любви, крывшийся доселе в сердце св. Луки, обнаружился словами: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание». И, вставши в тот же час, Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и рассказали одиннадцати апостолам о явлении им на пути воскресшего Господа. Во время этого рассказа в горнице, где собрались апостолы, явился Сам Христос и преподал собравшимся мир и наставление (см: Лк.24:13–49).

По вознесении Христа на небо, св. Лука, приняв с прочими апостолами Святого Духа, нисшедшего в огненных языках, находился, вероятно, среди прочих апостолов Христовых. Когда же, по убиении св. первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и св. апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедывать святое Евангелие в других странах, и была тогда основана Антиохийская Церковь, то и св. Лука отправился из Иерусалима на свою родину, в Антиохию. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Уходя из Севастии, св. Лука хотел было взять их с собою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили св. Луке взять его св. мощи. Тогда св. Лука взял от них только правую руку, под которую некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим бесценным сокровищем св. Лука прибыл на свою родину к великой радости тамошних христиан.

В Антиохии св. Лука вступил в число сотрудников св. апостола Павла и сделался участником в трудах и страданиях его при благовествовании Слова Божия со св. Павлом проповедовал имя Христово не только иудеям, но и язычникам и был в Риме, как это видно из книги Деяний св. апостолов. Св. апостол Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его своим братом, возлюбленным врачом (2Кор.8:18–19; Кол.4:14). И св. Лука любил всем сердцем св. Павла и почитал его как своего учителя и отца. Один из всех учеников первоверховного апостола, он был с ним во время предсмертного заключения его в темнице, о чем писал оттуда Павел к Тимофею, призывая его к себе в Рим (2Тим.4:9–10).

После страдальческой кончины св. первоверховного апостола Павла, св. Лука проповедовал слово Божие в Италии, Далматии, Галлии и Греции. Около 84 года по Р.Х. Лука, достигший уже глубокой старости, принявший в продолжение своей жизни многие страдания за имя Христово, посетил Ливию, прошел ее всю и прибыл в верхний Египет. Здесь он умножил паству Христову, обращая язычников ко святой вере; в Александрии рукоположил в тамошние епископы Авилия на место скончавшегося епископа, поставленного св. евангелистом Марком. Возвратясь из Египта, св. Лука проповедовал св. Евангелие в Фивах, главном городе греческой области Биотии, устроил там церкви, поставил там иереев и диаконов и, излечив многих как от телесных, так и от душевных болезней, наконец, приял в этом городе мученический венец от идолопоклонников. За неимением креста его пригвоздили к оливковому дереву. Так окончил жизнь свою св. апостол и евангелист Лука, имея более восьмидесяти лет от рождения.

Тело св. Луки было погребено в Фивах, и Господь, прославляя на земле и по смерти своего апостола и евангелиста, в ознаменование его врачебного искусства ниспосылал дождем на место, где было погребено тело его, целительный каллурий, т. е. лекарственную примочку от глазной болезни. При гробе св. Луки верующие получали исцеления и от многих других болезней по молитвам св. угодника Божия. Во второй половине четвертого века греческий император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах св. апостола Луки, послал за ними своего воеводу Артемия. Св. мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь.

Во время этого перенесения произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни и не получавший от врачей никакого себе облегчения, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел себя нести к мощам его. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега, в котором лежали св. мощи апостола, как мгновенно получил исцеление, и вместе с другими понес св. мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов. В ней св. мощи апостола и евангелиста Луки были положены под престолом и почивали там вместе с мощами св. апостолов Андрея Первозванного и Тимофея. Память св. апостола и евангелиста Луки празднуется 18 октября, а день перенесения святых мощей его 22 апреля.

Св. апостол Лука носит имя евангелиста потому, что, им написано по вдохновению от Духа Святого Евангелие, заключающее в себе все подробности земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Написал его св. Лука около 60 г. по Рождестве Христовом, желая, чтобы люди не забыли деяний Христа Спасителя на земле, Которого он пламенно любил всем сердцем своим. Он передал нам в Евангелии не только виденное и слышанное им самим, но и то, что видели и слышали другие, раньше его последовавшие за Христом, о чем и говорит св. Лука в Евангелии: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне по тщательном исследовании всего сначала по порядку описать (Лк.1:1–3)…

Свое Евангелие св. Лука начинает повествованием о служении отца Предтечева, св. Захарии, бывшего одним из ветхозаветных священников, которые обязаны были приносить в жертву Богу между прочими приношениями и тельцов. Также св. евангелист Лука изображается на иконах с тельцом, так как он больше писал о Христе, как о жертве за грехи народа. Св. Лука написал также книгу Деяний св. апостолов, в которой подробно изобразил сошествие Св. Духа на апостолов, их деяния и чудеса, распространение евангелия среди неверующих через проповедь апостольскую и устройство первоначальной Церкви Христовой на земле, в особенности же подробно описал жизнь и деяния св. апостола Павла, любимым учеником и ближайшим сотрудником Которого он был.

Луков день 31 октября: традиции праздника

Предание говорит, что св. евангелист Лука написал первую в мире икону, именно образ младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и что после того он писал еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес Ей те иконы. Богородица, увидев образ Свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с этими иконами». Св. евангелист Лука, говорит то же предание, написал на досках и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла34). Таким образом со св. апостола и евангелиста Луки началось иконописание в мире.

В половине XII в. одна из икон Божией Матери, приписываемых св. апостолу Луке, была привезена из Константинополя, где она прежде хранилась, в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Отсюда она вскоре была перевезена во Владимир, а в 1395 г., при нашествии Тамерлана, торжественно перенесена в Москву 26 августа, после чего Тамерлан оставил свое намерение овладеть Москвою и ушел из России. Чудотворная Владимирская икона Богоматери была поставлена в Москве в Успенском соборе, где находится и теперь. В Петербурге также находится чудотворная икона Богоматери, писанная, по преданию, св. евангелистом Лукою. Святыня эта принесена была в 1799 году 12 октября из Мальты в Гатчину рыцарями ордена св. Иоанна императору Павлу.

31 октября память святого Луки.

Тропарь апостолу и евангелисту Луке:

глас 5

Апо́стольских дея́ний сказа́теля,/ и Ева́нгелия Христо́ва све́тла списа́теля,/ Луку́ препе́таго, сла́вна су́ща Христо́ве Це́ркви,/ пе́сньми свяще́нными свята́го апо́стола похва́лим,/ я́ко врача́ су́ща, челове́ческия не́мощи,/ естества́ неду́ги и я́зи душ исцеля́юща,// и моля́щася непреста́нно за ду́ши на́ша.

Перевод: О деяниях апостольских рассказавшего и Евангелие Христово ясно записавшего Луку достохвального, святого апостола, славного в Христовой Церкви, песнопениями священными восхвалим, как врача истинного, человеческие немощи, естества недуги и язвы душ исцеляющего и молящегося непрестанно за души наши.

Кондак апостолу и евангелисту Луке:

глас 2

И́стиннаго благоче́стия пропове́дника,/ и та́ин неизрече́нных ри́тора,/ звезду́ церко́вную, Луку́ Боже́ственнаго восхва́лим:/ Сло́во бо его́ избра́ с Па́влом му́дрым, язы́ков учи́теля,// Еди́н ве́дый серде́чная.

Перевод: Истинного благочестия проповедника и о таинствах неизреченных повествователя, звезду церковную, Луку Божественного восхвалим: ибо Слово избрало его быть вместе с Павлом мудрым, учителем язычников, – Один знающий то, что в сердцах.

Величание апостолу и евангелисту Луке:

Велича́ем тя, апо́столе Христо́в и Евангели́сте Луко́, и чтим боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.

Молитва апостолу и евангелисту Луке:

О, святы́й Луко́, Бо́гом избра́нный и Ма́терию Бо́жиею благослове́нный, пропове́дниче по все́й вселе́нней Ева́нгелия Христо́ва, му́чениче и Апо́столе, помо́щниче все́м моли́твенно призыва́ющим тя́, помози́ и на́м, непотре́бным рабо́м Госпо́дним, я́ко мы́ по мно́гим прегреше́ниям на́шим обрета́емся во тьме́ и се́ни сме́ртней, отдале́че от Бо́га отстоя́. Чрез то́ студо́м посра́мленныя не и́мамы дерзнове́ния Го́спода моли́ти о проще́нии, призыва́ем тя́, вели́кий свети́льниче Бо́жий, я́ко пребыва́ющаго в непреходя́щем Его́ све́те, моли́ о на́с Го́спода, да поми́лует на́с.

Умоли́ Го́спода, святы́й Луко́, да обнови́т в на́с стра́х Госпо́день, о́ньже любы́ привлека́ет, а гре́х отгоня́ет. Я́ко мы́ та́ко навы́кли греши́ти по вся́к де́нь и ча́с, и во сне́, я́ко не ве́мы сло́в Го́спода: бди́те, я́ко не зна́ете часа́, егда́ хочу́ приити́, О́н же мо́жет на вся́к ча́с призва́ти на́с из сего́ привре́меннаго живота́ в ве́чный. Пробуди́ в на́с, святы́й Луко́, стра́х и прему́дрость, о ни́хже святы́й ца́рь и псалмопе́вец Дави́д рече́. Да твои́ми моли́твами получи́м покая́ния сле́зы, и́миже вси́ на́ши души́ от греха́ очи́стятся. Я́ко мы́ в духо́вной слепоте́ и дебе́лости су́ще не мо́жем пла́катися своего́ мертвеца́, си́речь сами́х себе́, мно́ги же сле́зы, пото́ки сле́з потре́бно да пролие́м за мно́жество соде́янных грехо́в.

Помози́ на́м, неразу́мным, да уразуме́ем Писа́ние, е́же ты́ са́м списа́л еси́, я́ко и́стинным ра́зумом уразуме́ем и́стинная словеса́, да бежи́м от греха́, я́ко от огня́, и вси́ си́лы приложи́м, да прибли́зит ны́ Бо́г. Да уразуме́ем, я́ко гре́х е́сть сме́рть, Бо́г же живо́т. Помози́ на́м, святы́й Луко́, да то́ уразуме́вше, очи́стимся от греха́ и пре́йдем из сме́рти в живо́т. Да бу́дет на́м Бо́г вся́ во все́м. И ны́не и во ве́ки да пребу́дем бли́з Него́. Дабы́ и на́м, я́ко ти́ с Клео́пою, егда́ путешествовали во Еммау́с, се́рдце и душа́ тре́петны бы́ша от прису́тствия Его́. Отню́дуже да сни́дет на ны́ ми́р небе́сный, к Ца́рствию Небе́сному ны́ руководящий и ра́достны ны́ творя́щий, да возмо́жем стре́лы лука́ваго, на вся́к ча́с в на́с испуща́емы, отгна́ти. С те́м же получи́м и любы́ Бо́жия, да руководи́т на́с к ве́чному Оте́честву, иде́же вси́ си́лы небе́сныя, вси́ святи́и, Ма́ти Бо́жия пред ни́ми, Ея́же благо́й ли́к в ико́не тобо́ю напи́санной, увековечен еси́. О́чи серде́ц на́ших да непреста́нно взира́ют на ту́ ле́поту и е́ю наслажда́ются, да цари́т в на́с Ца́рство Небе́сное, в ко́е ча́ем моли́твами твои́ми, святы́й Луко́, пресели́тися, егда́ на́с Госпо́дь призове́т, да та́мо ве́чно сла́вим Бо́га во Святе́й Тро́ице: Безнача́льнаго Отца́, Единоро́днаго Сы́на и Пресвята́го Ду́ха, во все́ безконечные ве́ки. Ами́нь.

На Луку также было принято молиться святому о добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой, об исцелении глазных болезней, те, кто шел огород сажать. Лук – врачеватель и целитель.

Недаром говорилось:

Лук – от семи недуг.

Лук да баня – все правят.

Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.

От гнести он избавляет, ворогушу — гнетуницу прочь отсылает — за семь верст синих, в болотину.

Пока она кусты голубицы да вереска к земле пригнет, человек силы соберет.

Гниль из человека выводит Лука, хилость.

В Луков день в больших селах и городах устраивались «луковые базары».

Хотя торговля луком не считалась прибыльной, но поскольку был спрос, постольку шел и сбыт.

Про то и говорилось: «Луком торговать – луковым мочалом и подпоясываться».

За неприхотливость, обилие и дешевизну лука и возносились благодарные молитвы апостолу Луке.

Наблюдали за листьями:

-самый поздний листопад у дуба и осины.

-Покуда лист с вишни чисто не опадёт — сколько снег не падай, всё будет таять.

Приметы и традиции:

-Если в день Луки снег не выпадет, то зима ещё нескоро настанет.

-Мутные звезды – к дождю.

-Лошадь фыркает – к теплу, храпит – к ненастью.

-Если домашние птицы хохлятся, то будет дождь.

-Облака с севера на юг плывут – к солнечной погоде.

-Бледный и мутный месяц – к снегу или дождю.

-Корова против ветра морду поднимает – к дождливой погоде.

-Если домашняя скотина скрипт зубами, то зима будет суровой.

-Кошка пол царапает – к ветру.

-Если в лесу слышен вой лисиц, то погода испортится.

-Человеку, родившемуся 31 октября, дан талант художника. Его камень – аквамарин.

Именины в этот день: Андрей, Гавриил, Давид, Елизавета, Иван, Иосиф, Леонтий, Лука, Николай, Семен, Сергей, Юлиан

Источник →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *