Церковный обычай молиться за ….

5 ноября- Димитриевская родительская суббота. Церковный обычай молиться за умерших восходит к первым векам христианства. Тогда, в эпоху гонений, христиане, опасаясь злобы и ненависти язычников, только ночью могли провожать в последний путь своих сестёр и братьев по вере. В какой-нибудь дальней пещере или на кладбище, под покровом темноты, христиане возжигали свечи над останками святых мучеников и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали останки земле. С этих давних пор, молитвенное последование над почившими христианами называется панихидой. В переводе с греческого это слово означает «всенощное бдение», то есть такое моление, которое совершается в течение всей ночи. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших, сестёр и братьев наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы, и унесли с собой во гроб свои духовные немощи. Совершая панихиду, Церковь сосредотачивает всё наше внимание на том, как души восходят от земли на небо. «При разлучении души нашей с телом, — говорит святой Кирилл Александрийский, — предстанут перед нами с одной стороны воинство и Силы небесные, а с другой — власти тьмы…Увидев их, душа возмутится, содрогнётся, вострепещет и в ужасе будет искать себе защиты…» Помочь человеческой душе, в этот сложный момент её бытия, призваны церковные молитвы за усопших. Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, в определённые дни года, творит поминовение всех от века преставльшихся православных христиан. В том числе и тех, которые, будучи застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды указаны уставом Вселенской Церкви, поэтому называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение — вселенскими родительскими субботами. Одна из таких вселенских родительских суббот, Димитриевская родительская суббота, была первоначально днём поминовения православных воинов. Одержав знаменитую победу над Мамаем на Куликовом поле, великий князь Димитрий Донской, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Совершив в монастыре поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день святого Димитрия Солунского — день тезоименитства самого Димитрия Донского. Всецерковная молитва о усопших в Димитриевскую родительскую субботу приносит великую пользу нашим умершим сродникам, и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём. Ведь общение с усопшими через поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой. (иерей Роман Баранецкий) В помощь новоначальному христианину Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки. Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

https://my.mail.ru/community/bogorodicedevo/multipost/6B1E000017F7400A.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *