О Причащении в Светлую и Сплошные седмицы.

О Причащении в Светлую и Сплошные седмицы.

Литургия — это богослужение, на котором совершается Таинство Пресуществления Святых Даров и причащение верующих. Причащаться можно всегда, когда служится литургия. Во время святок и на Светлой седмице разрешается скоромная пища, но вовсе не предписывается есть скоромное, как, например, обязательное хранение поста. Если человек предпочитает причащение яичнице или окороку, неужели это грех и антиправославный поступок? Известный проповедник священник Белоцветов в своих проповедях призывал христиан на Светлой седмице причащаться каждый день, указывая, что это старинный обычай.

Во время евхаристического канона священник от имени Христа говорит: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя», — призывая причащаться всех, кто готов к принятию Таинства. А священник вопреки словам Христа говорит: «Не вкушайте Тела Христа, не пейте Его Крови, потому что пост окончен». Мне кажется, что это ошибка, граничащая с кощунством. На эту ошибку указывали святой Феофан Затворник и особенно праведный Иоанн Кронштадтский, а из современных старцев — схиигумен Савва.

Некоторые невежественные священнослужители, прочитав в древних требниках о том, что надо на Пасху поесть мясо, решили, что это обязательно. На самом деле такое правило имело местное и временное значение, а именно: в манихейских сектах (павликиане, богомилы), члены которых притворялись православными христианами и даже образовывали свои ячейки в монастырях, мясо считалось скверной, и этот запрет они старались никогда не нарушать. Поэтому вкушение мяса на Пасху являлось свидетельством, что человек тайно не принадлежал к манихейству. Это правило, давно отмененное, в изуродованном виде звучит так: «Теперь не время причащаться; иди, голубчик, ешь щи с мясом».

Уже Феофан Затворник в письме к одной из своих духовных дочерей писал о том, что в приходскую жизнь вкрались неправильности, и как самый опасный пример таких неправильностей приводил порочную практику священников, которые препятствуют христианам часто причащаться. Причина, по которой это делается, прежде всего, личная бездуховность, когда сам священник не чувствует внутренней потребности причащаться как можно чаще, и смотрит на причастие как на свой профессиональный долг. Вторая причина – богословское невежество и нежелание ознакомиться с единогласным учением святых отцов о частом причащении, как Небесном Хлебе, необходимом для души человека. Третья причина — леность и стремление сократить время, нужное для исповеди и причащения. Есть еще одна причина: это ложное, фарисейское благоговение. Фарисеи, чтобы показать свое особое уважение к имени Божьему – Иегова, запретили вообще произносить Его. Таким образом, они исказили заповедь: «Не произноси имя Господа твоего всуе (напрасно)». Сама литургия это богослужение, во время которого совершается таинство пресуществления Святых Даров и причастие преподается народу. Когда служится литургия, тогда и можно причащаться. В литургических молитвах Церковь призывает всех находящихся в храме принимать Тело и Кровь Христову (разумеется, если они подготовились к этому). На Пасхальной неделе и в Рождественские святки, и еще в нескольких неделях, предшествующих Великому и Петровскому постам, можно без сомнения причащаться, так как в противном случае Церковь не служила бы в эти дни литургии. В житии преподобного Макария Великого повествуется о том, как священник, самовольно отстранявший людей от причастия, был жестоко наказан многолетним параличом, и исцелен только по молитвам преп. Макария. Особо резко обличал св. Иоанн Кронштадтский эту порочную практику причащения. В Светлую седмицу, перед причастием, достаточно воздержаться от мясной пищи, но этот вопрос лучше согласовать с духовником.

….

Те, кто отказывают людям в причащении Святых Таин, без случаев несения епитимий, не могут представить для этого никаких оснований, кроме таких «фольклорных» выражений, как «это не каша, чтобы часто есть». Сама литургия это богослужение, на котором совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Если бы на Светлой Седмице нельзя было бы причащаться, то Церковь не благословила бы вообще в эти дни служить литургии, и тем самым превращать их в какой-то пустоцвет.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

1. http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/436/index.html

2. Путь к Богу – беседы с архимандритом Рафаилом (Карелиным).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *