СИЛА БЕРЕЗОВЫХ БАННЫХ ВЕНИКОВ

я37 (360x268, 23Kb)

 

 

 

 

 
Основное требование при котором должна происходить заготовка веников — это наличие в листьях биологически активных веществ, которые обладают лечебным воздействием на организм человека. Заготовка веников происходит после православного праздника троицы. Наступает пора цветения растений. Пора травостоя. Листья в соку, окрепли и обладают ароматным запахом. Заготовка веников должна происходить в сухую погоду. Увлажненные дождем или росой, листья портятся при сушке, темнеют, облетают и скручиваются, что плохо сказывается на свойствах и внешнем виде веников.
Высушивать веники надо в тени, иначе они теряют свои целебные свойства, потому что под воздействием солнечных лучей разлагаются полезные вещества. Хранят веники соблюдая именно эту предосторожность.
Сушат веники обязательно в сухом проветриваемом и затемненном месте, подойдет для этой цели сруб старого жилого дома, дачного дома или гаража. Температура сушки не должна превышать температуры воздуха в тени иначе лист пересохнет и будет сыпаться. В городских условиях веники можно хранить на балконе или антресолях в бумажных и полиэтиленовых мешках.
я53 (275x183, 9Kb)

 

Знатоки говорят: « дело не в каком-то строго обусловленном времени заготовки веников, а в умелом и бережном их сохранении «. Чаще всего хранят веники подвешенными на веревке попарно. Постепенно они как бы сплющиваются и приобретают изящную форму веера. Заготовка веников и их сушка таким способом считается самой старой и простой.
При заготовке веников придерживатюся определенной последовательности. Толстые ветви укладывают внутрь, они служат как бы основанием веника, его каркасом. Вокруг этого каркаса укладываются тонкие ветви изгибом внутрь. Так получается плотный и густой веник. Сначала очищают ветки от сучков и листьев в том месте, где будет ручка веника, собирают их вместе, придавая венику уплощенную форму. Веник нельзя делать тяжелым, он должен быть легким, удобным для руки. Затем собранные ветки обматывают шпагатом в месте рукоятки, сжимая их рукой. Конец рукоятки веника аккуратно обрезают.
У веника оставляют довольно длинную рукоять 10–15 сантиметров и плотно перевязывают ее в несколько рядов, поближе к листве, оставляя конец рукояти свободным. Так получается расширенная и лучеобразная ручка. Париться таким веничком просто удовольствие.

Если спросить у любого человека (кроме русского), с чего начинается баня, то услышишь ответ — с воды. Возможно, это так, ведь баня без воды — не баня. Но если спросить у русского, то каждый ответит — с веника. Воистину веник — символ русской бани, можно сказать, ее живая эмблема. Без веника и баня — не баня. Именно поэтому русские так неохотно воспринимают сауну. Сегодня сауну, насильно внедренную в городские бани, предпочитают по той простой причине, что в ней чище, то есть легче убирать.

В старину же к венику относились с крупным почетом, нежели сегодня. Веник или, как его называли раньше, «метла банная» — предмет банного обихода, наделенный в народных представлениях очень серьезными знахарскими, ведическими, магическими, а иногда и демоническими силами. Веник — своеобразное орудие против порчи и колдовства. В то же время он является и самым сильным оберегом против различных лихорадок и нечистой силы, средством избавления от болезней и орудием отгона злых духов. Конечно же, учитывалась и утилитарная функция банного веника как предмета, которым можно мести. Естественно, если обычный веник выметал из жилища сор, грязь и хлам, то банный веник выметал из энергии человеческого естества всяческие нечистоты и мороки. к примеру, в старинной знахарской бане венику отдавали великую дань и обязательно оставляли сухие веники под полком, чтобы на них жил-поживал банный дух. Для него специально оставляли отдельный веник и кусок мыльца, чтобы он мог попариться так же, как и хозяин бани — человек. Значительные знахарские и магические свойства часто приписываются венику, используемому в обрядах очищения, против порчи и сглаза. Это не простые веники, они собраны в дни великих славянских праздников, да не просто так, а с заговорами, с призывами в адрес Живиц — одухотворенных энергий жизни.

Во дни купальские заготавливали веники понемногу, но ежедневно; обязательно на заре, до восхода солнца. Есть старая поговорка: «Выбирай веник в березовой роще, а березку возле воды».
я52 (197x256, 9Kb)Чтобы заготовить веники из березы, надо было быть очень наблюдательным человеком. Обычно веники заготавливали с молодых березок, желательно, чтобы они еще ни разу не цвели и не плодоносили сережками. Считалось, что лист у таких березок нежнее и мягче и не растратили они свою живую силу. Прежде чем заготовить веник, знахарь обязательно лизал лист языком, особенно его верхнюю часть. Шершавая — дерет язык как наждачная бумага, значит, такая березка не годится для банного веника. Ее называли «глушина», значит, она не будет ничего слышать: ни зова души, ни криков о помощи, которые издает тело, если в нем засела лихорадка. Веник из таких ветвей будет грубым, жестким, хлестким, но никак не ласковым, не материнским и уж точно не вылепит новое здоровье. А вот когда лист совершенно гладкий, нежный, бархатистый, словно покрытый пушком — это материнская береза, берегинюшка. Лучшие веники как раз из такой лозовой березы, особенно если она растет близ воды. Ветки у нее густые, гибкие, плотные, без сучков, да и симпатичны на вид. Береза радует своей нежностью и мягкостью, а когда паришься таким веничком, то он обхлестывает тело, огибая его, но не повреждая. Массаж при такой пропарке весьма основательный, листья очень плотно прилегают к телу. Веник из лозовой березы (ее еще называют «повислая береза») в бане служит дольше других, разумеется, если он срезан правильно и правильно высушен. Как же распознать лозовую березу? Ее ветви свисают словно у ивы, листья в форме сердца, а у глушины напоминают слегка выгнутое яйцо. Срезать с ветвей нужно тонкие, длинные, гибкие, упругие, прямые как стрела прутья, желательно концы прутьев, выбирать ветки, где листья на длинной ножке. А ветки глушняка грубые, сучковатые, разлапистые и будут в бане хрупкими, ломкими.

Береза издревле считалась среди славян «деревом-духом» и излюбленным деревом русалок, девиц-водяниц или живиц, как их иногда называли. Считалось, к примеру, что они обитают на березах или в березах и очень любят качаться на березовых ветвях. Если ты в нужный момент срежешь ветку, на той сидела, притихнув, живица так на ней и останется. А когда ты принесешь такой веник в парную и правильно его запаришь, живица оживет и будет помогать править твое тело и оживлять твою душу, оживлять здоровье. К живицам, приносимым на ветках березы, относились очень трепетно, ибо считали их берегинями, духами-охранителями от зла. Их иногда изображали в виде девушек-птиц или девушек-рыб. Так древние предки старались изобразить их родство со стихиями воды и воздуха, с другой стороны, торс человеческого существа у таких изображений говорил о родстве с самим человеком.

Береза — мистическое дерево Руси, одно из наиболее почитаемых славянами, в народной традиции выступающее как счастливое дерево, оберегающее от злых сил, а также связанное с женскими силами берегинь и душами, которые обязаны хранить живущих родственников. Поверья о полезных свойствах березы существовали практически у всех славянских народов и практически во всех регионах. Ее почитали как дерево, приносящее счастье, здоровье и добро. Представления о том, что береза — дерево недоброе и приносящее беду, существовали крайне редко и только в том случае, если береза, когда ее сажали рядом с домом, переживала того, кем была посажена. В этом случае к березе относились с осторожностью, потому что предки верили — такую березу, посаженную в честь рождения, нужно срубать в тот момент, когда усопшего провожали в иной мир. Ибо боялись они, что душа усопшего может поселиться в березе и никогда не найдет выхода в небесные Сварги. Но в большинстве случаев березу почитали как дерево, приносящее удачу, ее специально сажали во дворе или рядом с домом для благополучия всей семьи по случаю рождения малыша, а также для защиты от молнии и для отпугивания злых сил. Даже о темных пятнах на стволе березы существовало поверье, что таким образом береза оттягивает на себя наговоры, проклятия и недобрые посылы, насланные врагами на ту семью, рядом с домом той она живет. Именно поэтому береза — символ береги-ни — повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного. Она была связана не только со знахарской и ведической здравницей, но и с различными магическими ритуалами для обогащения, для сохранения и убережения.

Сохранилась старинная легенда о том, что корни этого дерева всегда находятся в подземном мире и возле них пребывают змеи и прочие гады. И корнями своими береза удерживает их, опутывает их, чтобы они не смогли подняться наверх. Ствол березы защищает живых людей от всевозможных проклятий, сглазов и порчи, оттягивая на себя черные посылы. Крона и ветви дерева находятся на небе, в Сварге, где обитают птицы, души умерших прапредков, которые помогают живущим, и Боги. Во многих старинных заговорах встречаются такие слова: «На острове Буяне стоит белая береза вниз ветвями, вверх корнями, а на той березе сидит матерь Пресвятая Богородица, ткет-переткет судьбу вещую, судьбу лучшую». Само это определение говорит о том, что береза может обернуть или перевернуть судьбу человека из худшей в лучшую.
я48 (266x189, 12Kb)
Береза часто использовалась в народной медицине для лечения различных болезней. У всех славянских народов очень действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей березе для «передачи» ей болезни. «Передавали» болезни по-разному: выливали под березу воду, оставшуюся после купания больного человека или малыша, относили к березе вещи больного и вывешивали на ветках на ночь, а утром, на заре, снимали очищенные, «обеленные» и одевали на больного. Подобные действия нередко сопровождались заговорами, содержащими мотив угрозы по отношению к болезни, к примеру:

Брошу хулу-гулу под березов куст,

Чтоб изболело древо, чтоб вылечилось тело.

Зачастую к березе обращались с просьбой об исцелении в обычном наговорном жанре. При этом скручивали над больным березовые ветки, угрожая живицам, живущим в них, не отпускать до тех пор, пока недуг не отступит от человека. Лечебным средством повсеместно считался и березовый сок. К нему относились как к материнскому молоку. Если береза — мать-берегиня, то и молоко ее — березовый сок — использовали как обережный нектар. Именно этому напитку наши предки отдавали предпочтение в бане. Березовый сок освежал лучше, чем рябиновый и хлебный квас, которые тоже часто употребляли в бане, так как они защищал от угарных веществ. Издавна верили, что березовый сок очищает кровь, и если пить его по кружке 3 раза в день, избавляет от различных недугов, в частности — от кожных заболеваний, от незаживающих ран, сыпи и прочих. Некоторые медики, к примеру, пришли к выводу, что этот напиток полезен при экземе, подагре и ревматизме. В Болгарии березовым соком моют голову, считая, что он устраняет перхоть и укрепляет корни волос, которые растут быстрее и гуще. В старинных летописях упоминается о том, что в Древней Руси на так называемых зеленых рядах базаров ведуны предлагали различные снадобья, но березовые неизменно пользовались спросом. При болезнях кожи, выпадении волос, ломоте в суставах, отеках и для того, чтобы выгнать дурные хвори, при простудах очень крупным почетом пользовались именно березовые снадобья, настои трав на березовом соке или березовые притирания, или березовое крошево из зеленых листьев на меду с добавлением березового сока и других трав.
я46 (275x183, 10Kb)

Рецепт березового крошева

В равных частях берутся березовый сок и березовые листья. Листья нужно мелко порубить, размять, а затем залить свежим березовым соком так, чтобы он покрыл листья полностью. Добавить несколько щепоток соли и 1—2 чайные ложки меда, тщательно перемешать и хранить в холодном месте. В тепле крошево держать не рекомендуется, потому что оно может забродить. Используется этот эликсир в бане, им притирают тело, отчего человек молодеет, становится свежим и бодрым; самое главное, что крошево надолго снимает усталость. Тело как бы оживляется, и человек может трудиться без устали. Так действуют биологически активные вещества, содержащиеся в листьях березы.

Вы никогда не задумывались, почему в березовом лесу так легко и свободно дышится? Да потому, что листья выделяют летучие вещества, фитонциды, которые очищают воздух. Фитонциды березового листа — своеобразные рекордсмены: они быстрее, чем подобные вещества, содержащиеся в листьях других деревьев, расправляются с бактериями. Считается, что, проведя в березовой роще три часа, человек оздоравливается. В смешанном лесу, но с преобладанием березы, в кубометре воздуха в среднем содержится всего лишь около 450 микробов, а ведь даже в операционной хирургов при максимальной стерильности допускается содержание около 500 микробов на кубометр. Давно известно, что в бане легче дышится, если нагнетать жар березовым веничком. Березовый дух помогает избавиться от бронхита и других заболеваний дыхательных путей. Лист березового веника способен прилипать к телу, он обладает шероховатой поверхностью и пористостью. Когда паришься в бане, он плотно прилегает к телу и словно промокашка впитывает выступивший пот. Сухой, потерявший свою клеточную жидкость, а затем распаренный в горячей воде веник особенно исправно поглощает пот. Именно поэтому березовый веник после каждого пропаривания надо обязательно прополаскивать в прохладной воде, чтобы смыть с него нечистоты тела. Очистительные свойства березового веника значительно выше, чем у дубового, листья того более плотные, но не такие пористые. Правда, дубовый веник имеет свои преимущества. Благодаря плотности листа он быстрее впитывает в себя банный жар и переносит его на тело человека. В традиционном пристрастии к березовому венику заложен очень глубокий сакральный смысл. Это не просто опахало, то нагнетает жар, это лекарственный массажер, благодаря которому устраняется сухость кожи и другие неприятные ощущения; к тому же кожа омолаживается.

Береза — удивительное, уникальное дерево. Многие, наверное, замечали, что на выгоревших участках леса первыми появляются березки. Это белое диво будто стремится убрать прожженное больное пятно леса, вылечить его, оздоровить. Но уникальны не только березовый сок и березовая листва. С давних времен, к примеру, из березовой коры делали посуду, особенно для бани. Известен такой уникальный факт, что в берестяных туесах и ведерках вода не замерзает даже в самый лютый мороз. Не правда ли, странное и необъяснимое свойство нашей берегини-березы. В сказках, быличках и причитаниях березу наделяли веселым нравом. Если дуб называли сильным и могучим, иву называли грустной и трепетной, осину — боязливой и ясновидящей, то береза всегда отличалась девичьим ласковым нравом. Когда парились березовыми вениками, а для пару добавляли на каменку березовый сок, приговаривали:

я47 (247x204, 8Kb)
Заговор

Свяженка у роток, а здоровая силушка в животок,

заячья прыткость да плодовость во чревок,

медвежья сила да во ручище,

а волчья ловкость да во кошель.

Конечно, такие веники, как обереги и орудия отгона нечистой силы, почитались. После пропарочки такими вениками вредоносные духи покидали тело. Именно такими пропарками славяне преграждали путь колдунам и паморокам — людям, наводящим всякую гадость и хулу. Считалось, что если свежим зеленым березовым веничком правильно отходить, пропарить тело, да с заговорами, да с правильно приготовленным напаром, то никакая порча не страшна. Более того, человек, наведший порчу, обязательно «засохнет».

Для ритуальной знахарской бани старались использовать ветки зеленой здоровой березы, на той «не сидела кукушка». То есть ветки ритуального банного веника рекомендуется срезать до того момента, когда кукушка покидает гнездо, точнее — не позднее 28 июня. Ветви собирали без ножа и топора, то есть ломали вручную. После срезания первого веника обязательно мылись в бане с первым заготовленным зеленцом, в который для здоровья добавляли цветы и травы. После такого ритуального мытья первые веники старались бросить в реку, чтобы она отнесла подальше все напасти и беды прошлого, чтобы это прошлое не перепрыгнуло в день насущный. Если же человек прожил безбедно цикл предшествующего времени и расставаться было не с чем, потому что он не болел, ничего не терял, с ним не приключалось никаких негативных событий, тогда этот веник считался «здравным», и его забрасывали на крышу бани. Особенно важную роль первый зеленец играл в ритуале невестиных бань, когда девица была на выданье или вдовица ожидала сватов.

я45 (259x194, 7Kb)
Метод избавления от одиночества

Если же женщина засиделась в одиночестве, то ей требовалось трижды мыться первым зеленцом до сбивания всех зеленых листьев, чтобы отбить напасти тоски-кручины. После этого оставшийся «голяк» разбирали на прутики, перевязывали каждый прутик ленточкой и втыкали по обеим сторонам вдоль дорожки к бане. Остальные прутики, которыми парилась одинокая женщина, раскидывали неподалеку от дорожки и у домов, где жили предполагаемые женихи.

Березовый веник использовался в ритуальных действиях, связанных с первой пропаркой новобрачных. После первой брачной ночи молодые должны были пропариться одним веничком, и его хранили весь первый год супружеской жизни. На следующий год, при изготовлении первого зеленца, этот брачный веник сжигали в ритуальном пламени, растапливая каменку. Веники, которыми охаживали больных людей, не сохраняли в банях даже если веников заготовили мало и их требовалось экономить. Веники после больных закапывали или сжигали, но не в каменке, а на уличном костре. Почему не в каменке? Чтобы худая беда в каменку не вошла да там не поселилась. А в бане их не рекомендовалось оставлять, чтобы не заболел банник.

я40 (260x194, 10Kb)

В заключение хочется подробно рассказать, как заготавливают банные веники. Не рекомендуется срезать зелень для веника в парках и лесопосадках, находящихся поблизости от человеческого жилья, загородных дорог и железнодорожных путей. Естественно, что растения, произрастающие там, вбирают в себя смолы и тяжелые элементы от выхлопных газов. Конечно же, такие веники пользы не принесут. Выбирая ветки, лучше всего использовать ветки-трехлетки, но не однолетки, потому что одногодичные ветки быстро искрошатся, обломятся и вы только нанесете вред дереву. Веники сразу не вяжутся, ветки сначала должны слегка подвялиться. Если у вас есть дачный участок, оставьте срезанные и принесенные из леса ветки на улице, прикройте их чем-нибудь и оставьте в тени. После заготовки березовых веников приходит очередь дубовых и смородиновых. Как говорят, «смородинка для душка, а дубок для шлепка». Хранят веники в хорошо проветриваемом, но темном помещении, желательно, чтобы оно было прохладным. Естественно, густота веника формируется под руку, чтобы рукоятку было удобно держать. При формировании веника всегда помните о том, что, напитавшись влагой в парной, он станет значительно тяжелее. Поэтому делайте веник себе по руке, лучше меньше, но гуще. Ручку для русского веника тщательно формируют , и, если на ветках есть небольшие сучки, их желательно подрезать, чтобы в парилке они не давили в распаренную ладонь. Что еще немаловажно, ручку формируют таким образом, чтобы она была не только удобной, но и ее окончание подрубают очень ровно и очищают саму ручку от листвы. Это делают потому, что торцом ручки массируют тело, как пестиком — обстукивают мышцы. Такое торцевое выминание, похлопывание, постукивание по мышцам дает удивительные, прекрасные ощущения глубокого тщательного массажа. Ручку делают крепкой и десяти сантиметров длиной, чтобы крепкая ручка из связанных в пучок прутьев могла использоваться еще и как скалка для оттягивания мышц, сначала снизу вверх, а затем сверху вниз, интенсивно прокручивая ручкой, глубоко вминаясь в распаренные мышцы.

Только после такой процедуры подготовки тела русичи начинали пропариваться уже непосредственно зеленью веника. Зеленая часть веника делалась не больше величины головы человека; чтобы веник получился шарообразным, его тщательно формировали, подбирая ветки. Однако концы веток не рекомендуется обрезать, потому что обрезанный внешний кончик ветки будет колким и может повредить распаренную кожу. Для скрепления веника не рекомендовано использовать проволоку. Сегодня странные личности, торгующие вениками около бань, зачастую не думают об этом и связывают веники проволокой. Хочется пожелать «здоровья» тем людям, которые, торгуя здоровыми зелеными средствами, не думают о здоровье людей, которым предлагают веники. Думаю, что каждому аукнется за «добро» сотворенное. Покупателям же хочется посоветовать: будьте внимательны. Если на купленном вами у чужих людей венике окажется проволока, сразу же замените ее льняной бечевкой. Старайтесь заготавливать сырье для веников в купальские дни или, как говорят в народе, после Троицы. Это пора цветения, пора травостоя — самое время заготавливать веники. Если упустить момент, то лист огрубеет, а значит, будет хуже держаться на венике. Срезать ветви нужно в сухую погоду. Старожилы говорят, что в этот период «в травье да в зелье самый смак». Увлажненные дождем и росой листья портятся при сушке, темнеют, облетают, скручиваются, жухнут. Неправильно хранить веники на чердаке, потому что крыша прогревается и веники перегорают. И уж совсем неправильно хранить веники на жердочке в бане. Конечно, веники нужно еще и правильно приготовить.

Как сегодня поступают в бане с веничком? Первым делом мочат, в воду запихивают, а это неверно. Хочется посоветовать парщику для начала первый пот оходить сухим веничком. Такой веничек в пару сам обмякнет и только после этого, сполоснув его от принятого пота в теплой воде, венику дают полежать без воды для того, чтобы он «вздохнул». В старину веники хранили на сеновале, забрасывая их сверху сеном. В таком хранении веники сохраняют всю свою природную чудодейственную силу и дополнительно пропитываются сенным духом. В деревнях веники связывают попарно и в таком виде хранят. Но делают это не просто для удобства хранения веников; дело в том, что в старину огуливали свое распаренное тело двумя вениками одновременно. Сегодня же в парилке пользуются одним веничком либо по незнанию, либо из экономии. Два веника одновременно в пропарке приносят пользы больше, и это одна из старинных знахарских хитростей, потому что если использовать веники попарно, то тело пропаривается равномерно, а не «наперекосяк».

Известен способ, когда при просушке веников листву посыпают крупной солью. Такой засоленный веник сохраняет больше свежести. Конечно же, он высыхает, но соль сохраняет его душистость, целебность и крепость. И долго будет радовать вас такой веник лесным духом. Что интересно, если при пропарке на теле остается скользкая зеленая жидкость, это говорит о том, что хлорофилл не улетучился, а значит, совсем не потерялись биологические свойства зелени. Не спешите смывать этот зеленоватый эликсир, пусть впитывается в кожу. После такой пропарочки тело молодеет, кожа становится бархатистой, румяной. А зеленую живицу с тела рекомендуется снимать только после двух-трех заходов в парилку.

Мало заготовить и сохранить веник, его еще нужно грамотно подготовить к бане. В противном случае можно отхлестать себя голяком. Конечно, свежий веник всегда готов, его достаточно всего лишь сбрызнуть теплой водой, чтобы он «вздохнул», а вот завяленный, просушенный веник нужно привести в состояние «боевой готовности». Для начала его желательно ополоснуть под совсем холодной водой и дать ему полежать без воды несколько минут, приблизительно полчаса. И только после этого его можно сунуть в таз с теплой водой минут на 7–10, после чего вынуть, отряхнуть и взять с собой в парную. Пусть полежит, подышит в тепле, но недолго, минут пять. После этого, если веник еще не готов к пропарке, добавьте воды погорячее в таз и подержите его там от трех до пяти минут, тогда он станет шелковистым и выдаст вам свое лечебное зелье. Главное, конечно же, следить, чтобы веник не упарился, не перемок, не осклиз.

Сегодня время пребывания в русской парной строго регламентировано, поэтому желающие попариться экономят каждую минуту, особенно на подготовку веника. Хочется посоветовать: перед парной подержите веник в холодной воде дома минут пять, а после этого засуньте его в полиэтиленовый пакет. Пока вы доедете до бани, веник вдохнет влажности, и к вашему приезду в баню будет уже практически готов. Вам нужно будет всего лишь ополоснуть его под струей горячей воды, он взбодрится, и можно идти в парную. Ну а если ваш веник пересох в самой парилке, то его нужно спасать срочными действиями, иначе он осыплется, облетит. Для этого вынесите веник из парной, окатите его крутым кипятком и положите на лавку в мыльном отделении, накрыв тазом. Дайте ему полежать минут пятнадцать, и веник вновь оживится.

http://banyavenik.narod.ru/07.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *